fbpx
parallax background

Как научиться фотографировать

Как фотографировать людей
05.03.2020

Основы фотосъемки

Техника

Д аже самый современный и технически совершенный фотоаппарат не способен заменить человека. Техника, лишь инструмент. Не случайно говорят: “Фотографирует не камера, а фотограф”.
Так как же стать настоящим фотографом? С чего начать, с каких шагов?
Чтобы во время съемки по-настоящему чувствовать себя свободным в возможностях реализовывать творческие замыслы, начать нужно с освоения этого самого инструмента, то есть фотоаппарата. Инженеры и разработчики заложили в него много функций, которые облегчают процесс съемки, но, чтобы ими воспользоваться, о них нужно знать, уметь ими пользоваться и делать это легко и непринужденно. А значит, находим инструкцию, читаем о всех кнопках, рычажках, настройках и режимах съемки.
И что самое важное, НА ПРАКТИКЕ ЗАКРЕПЛЯЕМ ВСЕ, что узнали. Уверяю вас, просто прочитать инструкцию, даже два раза, недостаточно. По-настоящему запомнить поможет только практика, причем регулярная.

Первое время нужно посвятить именно изучению управления и настроек, довести до такого уровня, чтобы во время съемки не думать куда нажать, где найти? Вы только подумали о том, что нужно, а пальцы сами уже выполняют. Это необходимо для того, чтобы потом, во время съемки, ваши мысли были заняты творчеством, а не настройкой фотоаппарата и попытками вспомнить где и что там настраивается.
Нужно не только знать все настройки фотоаппарата и не задумываясь ими управлять. А важно понимать, на что каждая настройка влияет, как её изменение в итоге отразится на изображении.

И не надейтесь на полностью автоматический режим, когда фотоаппарат сам устанавливает все настройки. Автоматика не знает ни особенности сюжета, который вы снимаете, ни ваших творческих замыслов. Она настроена так, что стремится все усреднить. Но нам это не подходит, мы же хотим управлять съемкой самостоятельно и осознанно.

Свет

После того, как общение с камерой для вас уже не будет проблемой, вы научитесь стабильно получать резкие, хорошо проэкспонированные кадры, будете знать, что такое выдержка, диафрагма, глубина резкости и т.п., можно переходить к изучению света.

Значение света в фотографии трудно переоценить. Так или иначе от него зависит все. Техническое качество, атмосфера снимка, на что зритель обратит внимание, а что возможно и не заметит, на сколько эффектно будет выглядеть фотография в целом. Все это зависит в первую очередь от освещения.
У света есть несколько параметров: интенсивность, направление, жесткость, температура. Разберитесь как каждая характеристика влияет на изображение. Для этого во время съемки обязательно обращайте внимание в первую очередь направление света, пробуйте разные варианты, экспериментируйте. Потом оценивайте результат.
Открою небольшой секрет, для фотографии ценен не сам свет, а тень, которая от него образуется. Именно тень на плоской фотографии создает визуальный объем. Поэтому оценивая фотографию обращайте внимание на тень, если она создает нужный эффект, значит освещение было удачным, если нет, делаем выводы…

К чему нужно стремиться.
1. У вас должно войти в привычку, перед тем как сделать снимок ОБЯЗАТЕЛЬНО обратить внимание на качество света в кадре.
2. Оценивая освещение стараться представить, как оно будет выглядеть на снимке. Если в качестве света вас что-то не устраивает, вы должны понимать, что именно нужно изменить, чтобы получить требуемый результат.

Небольшое отступление. На каждом этапе я советую целенаправленно отрабатывать и изучать какой-то один элемент, не отвлекаясь на другие (управление фотоаппаратом, свет, приемы композиции). И переходить к следующему, когда контроль переходит в привычку и не требует дополнительного внимания. Если пытаться изучать и контролировать сразу несколько параметров, например, свет и элементы композиции, то происходит рассеивание внимания и результат будет хуже или приобретение навыка потребует больше времени.

Композиция

Итак, вы научились пользоваться фотоаппаратом, грамотно используете освещение, но в ваших фотографиях нет изюминки, удачные кадры получаются, но не так часто, как хотелось бы. В чем причина? Почему одни кадры вызывают интерес, а другие, нет? Самое время заняться композицией.

Композиция, это построение кадра таким образом, чтобы составляющие его элементы воспринимались как нечто целое, взаимосвязанное, подчиненное единому замыслу и идеи. Именно заложенная идея делает снимок интересным для просмотра. Когда зритель явно или на интуитивном уровне понимает, фотограф не случайно скомпоновал кадр именно таким образом. Почему он так сделал? Что он хотел этим сказать? Такие фотографии интересно рассматривать, анализировать, а это и есть внимание, которое мы добиваемся.
Вывод, нужно знать законы и правила, по которым строится композиция. Как элементы кадра между собой взаимодействуют? Где и что располагать? Как этим управлять? На эти и другие вопросы вы найдете ответы изучив законы композиции и её приемы.

Принцип изучения тот же, что и ранее. Вся теория обязательно закрепляется практикой. Просто прочитав, к примеру, о диагональном типе композиции вы можете решить, что этого будет достаточно для запоминания, но через несколько дней вы про неё уже не вспомните. Чтобы по-настоящему запомнить и усвоить, туже диагональную композицию, нужно взять фотоаппарат, пойти на прогулку и целенаправленно делать кадры, которые будут соответствовать именно диагональной композиции. Сначала вы будете снимать простые сюжеты, размещая длинные линии (провода, рельсы, дорогу) по диагонали кадра.

Потом вам это будет уже не интересно, вы начнете усложнять задачу, снимать не фактические прямые, а визуальные эффекты, например, столбики, уходящие в даль и создающие эффект линии и т.д. Чем больше вы будете практиковаться, тем “острее” у вас будет глаз, богаче опыт, интереснее сюжеты. Но для этого потребуется сделать не один десяток кадров…
Весь процесс обучения будет идти быстрее и интереснее если вы будете проходить его не в одиночку, а в компании единомышленников или более опытного фотографа. Обмен опытом, энтузиазмом и положительной энергией сделает обучение фотографии не только полезным, но и очень увлекательным занятием.

Обязательно изучайте творчество классических художников и известных фотографов. Смотрите их работы, определяйте приёмы, которые они используют, запоминайте как они это делают, наиболее понравившиеся работы сохраняйте у себя и собирайте коллекцию для вдохновения.
Регулярный просмотр работ мастеров очень хороший метод развития собственного вкуса. Для этого есть даже специальный термин “насмотренность”. Благодаря насмотренности у вас на подсознательном уровне формируются условные ориентиры, на которые вы вольно или не вольно будете ориентироваться во время своих съемок. Изображения из памяти будут подсказывать вам как строить кадр, чтобы было похоже на то, что вы уже видели.

В желании повторить нет ничего плохого. Повторение чужих работ, копирование стилей, это эффективный метод обучения. Вы сначала пытаетесь повторить, но у вас не получается, для достижения цели вы вынуждены пробовать разные способы и экспериментировать, в этом и заключается ценность метода.
Рано или поздно вы научитесь повторять работы одного мастера, потом другого. Затем повторение вам станет уже не интересным, возникнет желание создавать что-то свое, уникальное. К этому времени у вас будет хороший фундамент теоретических знаний и большой практический опыт. Вот тут и начинается настоящее творчество!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.